Заседание Экспертного совета по вопросам применения законодательства о рекламе

Во вторник, 14 мая 2019 г., в Ярославском УФАС России состоялось заседание Экспертного совета по вопросам применения законодательства о рекламе.

На повестку дня было вынесено большое количество вопросов, разделенных на четыре блока.

Во-первых, вопрос о рекламе финансовых услуг. Это один из самых острых и актуальных вопросов, поскольку введение граждан в заблуждение посредством ненадлежащей рекламы таких услуг может нанести огромный урон, как материальный, так и моральный, не только непосредственно жертве такой рекламы, но и его близким. Для обсуждения этой темы к членам Экспертного совета присоединились представители Отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, с которым, напомним, Ярославское УФАС России подписало соглашение о взаимодействии 30 апреля 2019 г.

В рамках первого блока были рассмотрены 2 рекламы: реклама КПК «Розсельхоз» и реклама услуг «избавления» от долгов.

Для анализа рекламы КПК «Розсельхоз» Ярославское УФАС России предложило экспертам рассмотреть 2 вопроса: «сходно ли название и товарный знак данной организации с названием и товарным знаком АО «Россельхозбанк», в том числе до степени смешения» и «может ли такая реклама создать впечатление, что указанная организация каким-либо образом связана с АО «Россельхозбанк», входит в его группу компании». По первому вопросу большинство экспертов пришло к выводу, что степень смешения присутствует; по второму – все эксперты единогласно и однозначно признали, что реклама может создать впечатление, что указанная организация каким-либо образом связана с известным банком. «Логотипы не похожи; с точки зрения написания товарные знаки не похожи; с точки зрения звучания, может быть, похожи; с точки зрения финансовых услуг сложно сказать», - обозначил свою позицию один из экспертов. Однако большинство членов Экспертного совета постарались посмотреть на материал глазами рядового потребителя: «Чисто внешне возникает ощущение, что КПК имеет отношение к АО «Россельхозбанк», вызывает доверие и люди могут туда обращаться. Привлекает людей пенсионного возраста, которые не разбираются в банковских услугах, воздействует на эмоциональную сферу и восприятие». Схожее мнение звучало и от других участников обсуждения: «с точки зрения незащищенных слоев населения, пенсионеров будет восприниматься как реклама банка. Они не будут сравнивать. С точки зрения потребителей степень смешения есть, особенно, на слух».

При обсуждении второго вопроса – рекламы услуг «избавления» от долгов – Представители Ярославского отделения Банка России признались, что Банк беспокоится о том, что «такая реклама создает впечатление, что легко, бесплатно и просто избавиться от долгов. Такие организации могут обещать, что будут решать вопросы в случае возникновения претензий по долгам, в случае возникновения судебных споров, берут за это деньги, но, по сути, ничего не делают». Эксперты единогласно согласились с позицией Банка, добавив: «провоцирование на отказ от выполнения обязательств по долгам; формируется иной менталитет, изменяются общественные ценности, формируется иждивенческая позиция».

Второй блок вопросов – текстовая реклама, размещенная в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. При рассмотрении новостной заметки про одну из управляющих компаний г. Рыбинска большинство экспертов согласились, что такая информация способствует продвижению услуг на рынке, содержит призывы для обращения в эту организацию, создает впечатление преимущества данной организации перед другими и т.п. Кроме того, эксперты нашли элементы недостоверности в материале: «говорится, что происходит скопление проводов в подъездах. Далее предлагается установить антенну. Это недостоверно, потому что создается впечатление, что они ликвидируют старые провода других провайдеров и проведут новые провода. И говорят про услуги бесплатного ТВ, которое в данном случае не имеет никакого отношения к бесплатному интернету. Это может вводить в заблуждение людей».

Третий блок вопросов – этичность рекламных материалов. Обсуждения коснулись реклам парка «Zamania» (эксперты не нашли нарушений в представленных материалах), автокомплекса «Телегино» (большинство экспертов посчитали рекламу непристойной: «провокационные фразы крупнее информационного материала, это непристойная реклама; это оскорбляет человеческое достоинство», «визуальный образ имеет значение, расстегнутая молния – визуальный знак, который может восприниматься как тайный знак интимных услуг из отдельных субкультур. Все это создает непристойный образ», «реклама создает не соответствующее техническим услугам впечатление. Самое главное, что это на транспорте и это видят дети, что для них может быть очень вредно»), помощи призывникам «Призыванет» (все эксперты признали рекламу неэтичной: «создается впечатление, что военный билет можно купить; негативное отношение к службе в армии; неэтично в целом; еще и то, что используются звездочки, являющиеся символикой армии, в качестве маркеров в рекламе», «утверждение «призыва нет» - недостоверная информация: призыв на самом деле есть, даже два раза в год»).

Кроме того, на заседании Экспертного совета было выполнено поручение руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева №01-014-ИА/пр от 18.04.2019 обсудить документы:

- Публичную Декларацию целей и задач на 2019 г., отчет об ее исполнении за 2018 г.;

- Ведомственный план Федеральной антимонопольной службы по реализации Концепции открытости на 2019 г., отчет об его исполнении за 2018 г.

- План ФАС России по реализации мероприятий в области открытых в 2018-2019 гг. и график раскрытия ФАС России приоритетных социальнозначимых наборов данных, отчет об его исполнении за 2018 г.

- Перечень проектов общественно значимых НПА, которые планируются к разработке в 2019 году.

Эксперты единогласно приняли предложенные документы.

Ярославское УФАС России призывает каждого быть бдительнее, внимательно и критично относиться к рекламе. А мы будем прилагать все усилия, чтобы быть на шаг впереди нарушителей и защищать Вас.

 

Пресс-служба Ярославского УФАС России

 

Файлы для скачивания

femida-force-sever.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 0.08 МБ
bankrotnoe_byuro.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 0.52 МБ
yarantidolg.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 0.02 МБ
rozselhoz.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 1.03 МБ
spishidolg.rf_.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 0.08 МБ
telegino.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.27 МБ
prizyvanet.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.13 МБ